Barge One


     Хаусбот. Современное жилье, если оно отходит от идеи максимальной прагматичности хоть немного, всегда будет стилизацией, отсылающей к какому-то историческому периоду в определенном географическом регионе. Чаще всего, стилизация присуща интерьеру - во внутреннем пространстве квартиры нет ограничений, с ним можно делать практически все. Стилизация в архитектуре более сложна априори, степень свободы при переделке фасада уже построенного здания ограничена чуть менее, чем полностью. Единственным вариантом воплотить свои эстетические амбиции в полной мере, является постройка дома с нуля. Но есть одно исключение далеко не массового порядка - хаусбот. 
Houseboat или дом на воде может быть разным. От коттеджа на понтоне до компактной современной яхты. Или он может быть самоплавающей речной баржей. И, если говорить о стилизации, то у речной баржи, пожалуй, оправданий для этого больше всего. 
К концу первой трети двадцатого века железные дороги развились настолько, что вытеснили речное сообщение, которое служило человечеству с самого начала торговых отношений. А массовый автомобиль добил окончательно. Но за короткий переходный период было построено очень много грузовых барж, как на дизеле, так и буксируемых. Отличием этих барж от всех судов предыдущего времени, был материал корпуса. Он был сварен из железа. И это сделало его долговечным, что и определило тренд - переделку никому не нужных речных барж в жилые дома. 
Так родился стиль. Голландия, Бельгия, Франция, Англия, Германия... Почти по всей северной Европе появлялись дома у причалов. Большинство из них стояло, и стоит до сих пор, на вечном приколе. Некоторые же были оснащены дизелями и это делало их «не недвижимостью» не только юридически. Небольшая габаритная ширина позволяла проходить любой речной шлюз, низкий профиль обеспечивал проход под любыми мостами, а малая осадка - хождение по несудоходным акваториям. 
Удивительный сплав комфорта и свободы! Конечно, как и в любой универсальности, и комфорт, и свобода передвижения имеют свои ограничения. Но этот компромисс очень органичен. Более того, если вычеркнуть из фантазий космические шлюпки с антигравитоном, вариантов больше нет. Дом на колесах не позволит ходить по скандинавским фьордам или по мелким рекам в безлюдных местах. Обогнуть материк по десятимильной прибрежной зоне в автофургоне тоже не получится. Впрочем, необязательно впадать в крайности. Построив баржу в Украине, можно, например, провести отпуск на реках и каналах Европы, и увидеть ее с воды. А с современными возможностями удаленной работы, идея жизни на воде перестает быть сугубо утопической. Баржа действительно может стать вполне комфортным жилищем. 
Нам, как дизайн-студии, посчастливилось заняться  планировкой внутренних помещений, и, конечно, отделкой баржи. Она была построена здесь, в Украине, по оригинальному проекту, а прототипом были классические голландские речные баржи начала двадцатого века. В ходе проектирования постоянно приходилось решать одну и ту же основную задачу - делать максимально удобным ограниченное пространство, с учетом специфики прокладки коммуникаций. 
Например, весь подвод воды и канализации от сантехники можно было проводить только по борту. Это обусловлено достаточно большим пространством внутри обшивки. Кроме того, что там есть место для разводки, это еще и единственное пространство, в которое можно попасть впоследствии для ремонта. Там же проведена основная электрика, и воздуховоды вентиляционной системы.  Баржа - не монолитное цементное изделие, и это обусловило еще одну задачу - сделать перегородки и отделку таким образом, чтобы минимизировать скрипы, охи и прочие звуки старого дома, неизбежно преследующие жителей барж. Поскольку все электропитание на судне, если оно не стоит у причала, дает дизель - требовалось использовать энергетически экономное освещение. Поэтому, в основных источниках использованы светодиоды. 
Баржа оснащена всем необходимым для комфортного пребывания с учетом возможной круглогодичной эксплуатации. Если говорить о планировочном решении, то задача состояла в обеспечении разумного комфорта для компании из 7-10 человек, решивших славно отдохнуть от городской суеты или весело провести отпуск. 
Использованы следующие технологии жизнеобеспечения (без учета навигационного оборудования):

- дизель-генератор электричества;
- автономная система вентиляции и кондиционирования;
- полный набор кухонного оборудования (холодильник, морозильная камера, варочные панели, посудомоечная машина, вытяжки, кофейный автомат) ;
- постирочный узел;
- фильтрационная система подготовки холодной и горячей воды;
- ТВ - сателлитарная система;
- мультирум;
- камин (настоящий).

Отделка выполнена с помощью экологичных материалов:

Пол - дубовая массивная доска, лаки на водной основе;
Стены, потолок  - окрашенная ольха;
Двери - массив ольхи.

Мы запроектировали и организовали работы по отделке, а потом поехали в Амстердам, посмотреть как это у них там, на родине стиля. Без лишней скромности: у нас не хуже, если говорить о дорогих судах, а о жилье так и подавно. 
      Ниже фотографии того, что получилось.


Экстерьер:












Рулевая рубка:











Кают-компания:














Каюты:
















Детали: